четверг, 9 мая 2013 г.

Несколько слов в защиту канцеляризмов, или Из двух зол выбирают

Вам приходилось слышать или читать о канцеляризмах что-то хорошее? Наверняка нет. Что можно сказать приятного о болезни языка, стилистическом вирусе, который делает простое запутанно-сложным, «высушивает», эмоционально обедняет текст, уничтожает индивидуальность, покрывая все вокруг тоскливо-серым налетом казенности, а еще усыпляет сознание, тогда как задача всего написанного – пробудить читателя и привлечь его внимание? Вопрос риторический. Однако ответ на него не так очевиден, как вам кажется. Иногда канцеляризм, имеющий репутацию грубой стилистической ошибки, оказывается все же меньшим из зол.
Например, отглагольные существительные широко используются в качестве терминов (доставка,  вычитание, управление) и в заголовках («Смена логотипа», «Запуск новой линии», «Возвращение в Эдем»). Кроме того, иногда конструкции с отглагольными существительными оказываются самым кратким и лаконичным вариантом из всех возможных. Сравните: Если появятся первые симптомы болезни, обратитесь к врачу. / При появлении первых симптомов болезни обратитесь к врачу. Какое предложение лучше? Даже самый непримиримый противник канцеляризмов вряд ли предпочтет первое.
Итак, отглагольное существительное иногда предпочтительнее громоздкого придаточного предложения с глаголом. Но если можно использовать деепричастный оборот, не помешает придать существительному немного «глагольности». Сравните: Когда вы  покупаете одежду, обращайте внимание на состав ткани. / При покупке одежды обращайте внимание на состав ткани. / Покупая одежду, обращайте внимание на состав ткани. Третье предложение отличается большей активностью и глубже погружает читателя в предложенные обстоятельства.
Еще один распространенный сорняк – возвратный глагол – помогает избежать логической ошибки. Рассмотрим предложение из второго абзаца: Отглагольные существительные широко используются в качестве терминов. Формально глагол используются – один из признаков канцелярита. Но попробуем избавиться от него. Что получится? Отглагольные существительные широко используют в качестве терминов. При первом чтении мы воспринимает слово существительные как подлежащее, то есть субъект действия, а используют – как относящееся к нему сказуемое. На самом же деле действие производится над существительными, а не ими самими. Чтобы понять это, нужно прочитать предложение несколько раз. А такая заминка затрудняет восприятие текста.
И снова пример: Кислород выделяет перекись водорода. Казалось бы, исправить эту логическую ошибку легко – достаточно поменять слова местами: Перекись водорода выделяет кислород. Но как быть, если по условиям контекста слово кислород должно стоять в начале предложения? В этом случае единственный способ избежать ошибки – использовать возвратный глагол: Кислород выделяется перекисью водорода.
Спасательным кругом может стать и страдательный оборот. Читаем: Лес изуродовал песчаный карьер. Кто кого изуродовал? Разобраться несложно – достаточно немного подумать. Но любая заминка при чтении нежелательна. Конечно, можно переставить слова. Но если текст отвечает на вопрос «Что случилось с лесом?», слово лес  должно стоять на первом месте. И тогда единственный выход – страдательный оборот: Лес изуродован песчаным карьером.
Пригодиться может даже – о ужас! – расщепленное сказуемое, если речь идет о термине: произвести посадку самолета (вместо посадить), самолет идет на снижение (вместо снижается), машина пошла на разворот (вместо развернулась) и т. д.
Мы убедились в том, что канцеляризм из заклятого врага может превратиться в друга и помощника редактора. Справедливости ради надо заметить, что происходит это крайне редко. И все же, прежде чем занять непримиримую позицию и вооружиться красной авторучкой, стоит задуматься, а так ли уж абсолютно зло под названием канцеляризм.

© Татьяна Мачинская, 9 мая 2013 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий