Эффект – это сильное впечатление, произведенное
кем-либо или чем-либо, а также средство или прием, цель которых – повлиять на
восприятие человека, удивить его, создать иллюзию чего-либо. Каковы же эти эффекты?
1. Эффект
словесной наглядности. Реклама, используя слово, оперирует заложенным в нем
конкретным содержанием и образностью. И читатель как бы видит то, о чем идет
речь, ощущая и четко представляя себе объект рекламы. Здесь уместно вспомнить
рассуждение К. С. Станиславского: «Если я вас спрошу о самой простой вещи:
"Холодно сегодня или нет?" – вы, прежде чем ответить
"холодно", или "тепло", или "не заметил",
мысленно побываете на улице, вспомните, как вы шли или ехали, проверите свои
ощущения, вспомните, как кутались и поднимали воротники встречные прохожие, как
хрустел под ногами снег, и только тогда скажете это одно, нужное вам слово. При этом все эти картины, может быть,
промелькнут перед вами мгновенно, и со стороны будет казаться, что ответили
почти не думая, но картины были, ощущения ваши были, и только в результате этой
сложной работы вашего воображения вы и ответили» (Станиславский К. С. Работа
актера над собой. М., 1951). 
Как видим, одно слово «холодно» вызывало огромное
количество представлений, чувств, мыслей, идей. Слова в рекламе формируют
наглядный, предметный образ. И перед составителем стоит задача создать
максимальную, предельную осязаемость этого рекламного образа. Причем следует
иметь в виду, что этот эффект возникает только в том случае, если из отдельных
слов складывается целостная картина. 
Например: «Если бы мышка, вильнув
хвостиком, разбила золотое яичко в наше время, то деду и бабе не пришлось бы
горько плакать. В мастерской "Сапфир" мастера высокой квалификации
быстро и качественно отремонтируют золотые, серебряные, фарфоровые изделия.
Телефон...».
2. Эффект
эмоционального сопереживания. Просматривая 
рекламный текст,  читатель
воспринимает те эмоции, которые в нем выражены, «заряжаясь» ими. Возникает
процесс сопереживания.
Кого оставит равнодушным такая реклама: «Для вас,
милые женщины! Платья из натуральных и искусственных тканей обновят и
разнообразят ваш гардероб. Изящество, легкость, модная цветовая гамма и
разнообразные рисунки отличают продукцию нашего комбината. Вы выбрали нашу
ткань? У вас отличный вкус!»
Положительные эмоции вызывает не только первая и
вторая фраза, но и последующее содержание, которое порождает представление  о 
красоте.  А  кто  не  стремится 
быть красивым?
3.  Эффект  
размышления.  Размышление  –   тип 
речи, который,   опираясь  на 
логику,  умозаключения,  выражает 
точку зрения  автора  и 
в  то  же 
время  активизирует  внимание 
читателей, вызывая их интерес к содержанию. Автор, таким образом, размышляет над   объектом  
рекламы   вместе   с  
читателями.
Суждения об объекте идут одно за другим так, что из
предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют другие, а в результате
получается ответ на поставленный вопрос. При размышлении автор приходит к
новому суждению. 
Приведем фрагмент текста, рекламирующего информационную
газету: «Пишите! Приходите! Звоните! Мы на пороге рыночных отношений... Рынок – это торговля. А она немыслима без
культурного, цивилизованного торговца, коммерсанта, без посредника, которые
организуют движение товаров. Если рынок – торговля, то реклама, традиционно выражаясь, – ее двигатель. Из этого следует, что
своевременная информация, оперативные обменные и иные коммерческие сделки
помогут быстрее удовлетворить потребности одним, избавиться от неликвидов и
сверхнормативный запасов, отходов производства и потребления – другим. Целям налаживания регулярной, оперативной информации и служит наша
рекламно-информационная газета.
Не забывайте, в условиях   рыночных   отношений   своеобразная  
реклама – одно из важнейших  
условий   успешной   хозяйственной   и  
коммерческой деятельности.
Ждем ваших объявлении!»
4. Эффект
доверия. Этот эффект связан с опорой на авторитеты. Слова, мнения
авторитетного человека или группы людей используются для подтверждения и
пояснения мысли, которая высказывается в рекламе. Эти слова могут усиливать
сказанное, придавать ему особенно выразительный и достоверный характер.
Наконец, мнение может служить источником, отправным пунктом размышления.
Например: «Кто лучше всех разбирается в рыбе? Люди, которые постоянно употребляют
ее в пищу.
–
Это великолепно! – сказали
японские журналисты, побывав здесь недавно. А уж они-то знатоки рыбной кухни.
Все лучшее, что создано поварами из рыбы, можно попробовать в этом замечательном
ресторане. Но не одной рыбой знаменита „Волга”...»
Ссылка на авторитетное мнение – прием, эффективный лишь в тех случаях, когда лицо, дающее характеристику
товару или другому объекту рекламы, действительно заслуживает
доверия, пользуется популярностью у потенциальных потребителей.
5. Эффект
полемики. Столкновение различных суждений, борьба мнений всегда
привлекает. Ведь это непременное условие выяснения истины. Мы постоянно
оказываемся причастными к искусству спора, часто сомневаемся, отстаиваем свою
точку зрения, обосновываем свои взгляды, опровергаем оппонентов или
соглашаемся с ними. Полемика формирует наше сознание,  помогает 
вникнуть  в  суть 
явления, разобраться в  истине. 
Полемическая направленность рекламы помогает
потенциальным потребителям выработать сознательный взгляд на рекламируемый  объект, 
позволяет убедить их в  правоте
рекламы. Полемическая реклама творит,
разрушая, ибо логические доводы, которыми пользуется рекламист, разрушают
отрицательные стереотипы потенциального потребителя.
Например: «Срочная подготовка к экзаменам! Кооперативная
школа „Московский репетитор” принимает абитуриентов, готовящихся в вузы и
техникумы по русскому языку и литературе, истории, обществоведению,
математике, физике, химии, биологии, географии, иностранным языкам. Если у вас
значительные пробелы в знаниях или вы не уверены в своей подготовке, приходите
к нам. Вы раздумываете? У нас вы получите прочные знания, обретете веру в свои
силы, познакомитесь со спецификой вступительных экзаменов и смело поступите на
выбранный вами факультет. Вы все еще сомневаетесь? Но ведь занятия проводят
опытные преподаватели московских вузов по современным методикам...» Здесь
внутренняя полемика с читателем, в результате которой разрушается недоверие и
внушается мысль о целесообразности поступления в кооперативную школу.
6. Эффект  прямого 
разговора.   Этот  эффект   
близок предыдущему и отражает 
диалогичность рекламного текста. Рекламист говорит  с потенциальным  потребителем, и  его 
слово служит для убеждения и передачи некоторой информации. Живой разговор
с потребителем имеет установку на будущий ответ: этот разговор провоцирует
ответ, даже предвосхищает его, строится в направлении к нему.  Естественно, речь идет о внутреннем («про
себя») ответе потребителя.
Для рекламы характерно, что отношение к конкретному читателю,
учет психологии этого читателя вводится в само построение рекламного текста.
Установка на ответ открыта, обнажена и конкретна. Например: «Вы хотите получить
отдельную квартиру, но не знаете, как это сделать? Тогда имейте в виду: на Московском
заводе гидравлических приводов – самая маленькая очередь на жилье в Калининском
районе столицы. Ваша мечта – современный двухкассетный магнитофон, косметика из
Парижа, обувь из Вены? Тогда не забудьте: мы осуществляем для своих работников
регулярные закупки товаров народного потребления за валюту. Вы спрашиваете,
имеем ли мы детский сад? Молодые семьи могут взять на заметку: завод имеет
детские сады, пионерский лагерь, дачу и дома отдыха в Подмосковье и на Черном
море... Вас будут рады видеть в дружном трудовом коллективе Московского завода
гидравлических приводов...»
7. Эффект
присутствия. При этом эффекте потенциальный потребитель   становится  
как   бы   участником  
действия, связанного с рекламируемым объектом. Он как бы погружается
в  атмосферу,  которая 
окружает  объект  рекламы,  
становясь активным действующим лицом. Например:  «У вас проблемы с перевозками грузов? Вы
обратитесь к нам, и мы вам поможем. Коммерческая фирма „Теллус” доставит  ваш груз в любую точку   нашей  
страны.   Можете   не  
беспокоиться:   мы   гарантируем скорость, надежность, полную
сохранность грузов».
8. Эффект
постепенного усиления. Как известно, даже самая интересная форма и
содержание рекламы, особенно если это большой текст, сами по себе не могут
обеспечить постоянное напряжение внимания в процессе чтения. Как считают исследователи,
физиологические закономерности функционирования коры головного мозга ведут к
тому, что наступает временное отключение внимания, если в сознание слушателя
поступают одни и те же или сходные элементы информации. Поэтому можно рекомендовать
постепенное содержательное и эмоционально-логическое усиление рекламы. Такое
усиление мы наблюдаем в следующем тексте: «Трио + Программинг. Заявки от
организаций по адресу… Телефон... Спешите! Наиболее полный в СССР каталог программного
обеспечения для компьютеров содержит все, что вам нужно. Высылается бесплатно.
Только у нас! Программы – справочники по системам...»
9. Эффект края.
Основная мысль рекламы лучше и полнее воспринимается в том случае, если она четко
сформулирована в начале или, что еще благоприятнее, в конце композиции. Это
объясняется психологическим законом памяти – «фактором края», или «законом первого
и последнего места»: лучше запоминается и побеждает то, что находится в начале
или в конце рекламного текста. Например: «Вы хотите заработать! Наша фирма
приглашает для обслуживания жителей и гостей столицы водителей личных
автомашин. Гарантируется высокая зарплата».
10. Эффект
обманутого ожидания. Иногда его называют методом «посторонней идеи»,
который состоит в том, что содержание рекламного текста на первый взгляд не
соответствует его идее. Достоинства этого приема – занимательность, неожиданность,
непредсказуемость, помогающие разжечь любопытство потенциальных
потребителей и активизировать их восприятие. Приведем в качестве примера два
текста рекламы мороженого, которые следовали друг за другом с интервалом. В
каждом из них развивается и обыгрывается один и тот же сюжет: «Ушел мальчик!
Особые приметы: рост... волосы... нос... уши... мальчик одет в... Не ищите
мальчика. Он ушел, чтобы купить мороженое» (далее следует реклама мороженого).
И второй текст: «Нашелся мальчик! Да, он вернулся
сам. Особые приметы все те же: рост 1 метр 32 сантиметра, волосы светлые,
слегка вьющиеся, глаза голубые, нос в веснушках... Он сходил за мороженым. И
вот он вернулся – восторженный, довольный своим путешествием. Стоило уходить!
– О, какое это лакомство! Всегда ем мороженое с
удовольствием, зимой и летом. Как оно полезно! 
Мальчику не попало за то, что он ушел: взрослые
отлично понимали, что мороженое кроме прочих достоинств прекрасное дополнение к
праздничному столу, на десерт можно подать мороженое с вареньем, бисквитом, орехами.
И еще взрослые понимали: как хорош с мороженым кофе, этот бодрящий и освежающий
напиток!» В данном случае нарушается предсказуемость текста. Он начинается с
интриги.
Необходимо помнить, что непрерывность, линейность
речи связана с тем, что появление каждого речевого элемента обусловлено
предшествующими элементами и, в свою очередь, подготавливает последующую часть
высказывания. Но наше восприятие в такой языковой ситуации как бы скользит по
информации. Она не задерживается или незначительно задерживается в сознании
потенциального потребителя. Если же в рекламе на фоне ее сплошного потока появляются
элементы малой вероятности, непредсказуемые, то и возникает нарушение
стандартности, непрерывности. Неожиданные элементы высказывания активно действуют
на восприятие, требуют усиления внимания читателей и сильнее на них действуют.
Это и будет «эффект обманутого ожидания».
Все эти эффекты связаны с психологией воздействия
рекламы на потребителя. Благодаря им потенциальный потребитель может перейти в
ряды активных потребителей рекламы.
© Н. Н. Кохтев
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий