суббота, 19 апреля 2014 г.

Об авторских колонках и колумнистах

Не так давно я впервые услышала слово «колумнист». Оказывается, так называют автора колонки в журнале, а сама журналистская колонка уже выделилась в отдельный жанр. Об истории колумнистики и ее жанровых особенностях читайте в статье С.С. Ярцевой.


Френсис Бэкон. Отражение пишущего человека
Термин «колонка» сегодня используется в журналистской практике в трех значениях: во-первых, как особым образом оформленный столбец на газетной полосе, являющийся существенным приемом выделения материала при решении конкретных тактических задач – подборка информационных материалов, статистические сведения, цитаты, опросы и т.п.

Второе значение термина «колонка» – авторская рубрика. В данном случае колонка выполняет уже стратегические задачи – она вводит на газетную полосу имя – имя автора, привлекающего внимание аудитории. Важнейшая задача колонки такого рода – закрепить интерес определенного сегмента аудитории за автором как носителем определенной информации.

Третье значение термина «колонка» – особый жанр, формирующийся сегодня на наших глазах и актуализирующий личные переживания автора по конкретному поводу в виде демонстрации точки зрения субъекта высказывания.

В своем движении от рубрики к жанру колонка фактически повторила путь фельетона, рождение которого относят к 28 января 1800 г., когда в парижскую газету «Журналь де Деба» (Journal des Debats) был впервые вложен дополнительный листок (feuilleton), в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии, модные новости, шарады, даже романы («Парижские тайны» Э. Сю, «Три мушкетера» А. Дюма) – словом, неполитические, неофициальные материалы. С увеличением формата газеты фельетоном стали называть её «подвал». В свое время Даль определял фельетон как «отдел россказней в газете». Постепенно разнородные тексты, объединяемые одной только рубрикой, пришли к единой форме, обрели общие признаки, и сейчас едва ли кто-то усомнится в том, что фельетон давно стал полноправным журналистским жанром.

Примерно то же самое происходило и с колонкой. Сначала в крайней колонке печаталась информация, на которую редакция газеты хотела обратить внимание. Это могли быть объявления, экстренные новости, официальные сообщения, однако постепенно содержание колонки смещается в сторону частной жизни. В XIX веке большим интересом читателей пользуются колонки сплетен, где публикуются сообщения о текущей жизни горожан – рождениях, свадьбах, помолвках, смертях, поездках, отпусках и проч. Колонка таким образом становится местом на полосе, где из регулярно публикуемых фрагментов формируется картина жизни частного человека, и выполняет некую бытописательскую функцию.

Затем в колонке-рубрике начинают концентрироваться тексты жанров с ярко выраженным авторским началом – комментарии, эссе, обзоры и обозрения, рецензии. А затем формируется жанр колонки, фиксирующий переживания автора по тому или иному поводу в максимально личном, интимном, биографическом тексте.

Если попытаться обобщить свойства различных текстов, публикуемых под рубрикой «колонка», становится очевидным, что часть из них обладает совершенно определенными признаками, общими для всей группы и в то же время нехарактерными для других известных жанров.

Попытаемся определить эти признаки.

1. Предмет колонки – личное переживание по конкретному поводу.

«Колонка – это жанр, когда человек рассказывает о том, что его беспокоит» – такое определение дает футбольный комментатор и колумнист нескольких спортивных изданий Василий Уткин. Уткин не теоретик, однако в своем образном определении он передает смысловой стержень колонки: беспокойство автора.

Информационным поводом к написанию колонки может быть и единичный факт, и событие, и явление, и судьба, и характер, однако на первом месте всегда стоит именно то, как колумнист осмысливает этот повод, то, какие чувства и мысли рождает в нем тот или иной факт. Таким образом, предметом исследования в колонке опосредованно является сам автор, ход его рассуждений, его мыслительный процесс.

Хендрик Тербрюгген.
Старик, пишущий при свече
2. Именно личность колумниста является основным смысловым ядром всего жанра – этим обусловлена такая особенность колумнистики, что колонку ведет, как правило, человек с именем – либо человек известный (писатель, политик), специалист в определенной области, чье мнение интересно само по себе, либо автор, обладающий ярким талантом говорить интересно обо всем, и тогда на первый план выступает сам процесс демонстрации мнения.

3. По содержанию колонка – это цепочка фактов, событий или явлений, с которыми автор соприкасается непосредственно или которые представляются ему актуальными в данный момент, и рассуждений, которые рожают у него эти факты, события. В колонке автор избегает вымысла, он пишет лишь о том, что произошло на самом деле. Публицист предлагает нам свою точку зрения на окружающую действительность, а его статьи, таким образом, превращаются в неопровержимые свидетельства эпохи и одновременно оригинальные художественные произведения.

Так как на первом плане выступает не факт, а отношение автора к нему, колонка становится жанром максимально интимным, где автор не боится самого себя сделать участником событий, рассказывая о глубоко личном опыте, личных впечатлениях и демонстрируя личное мнение. Автор колонки – это, безусловно, биографический автор.

4. По своей форме колонка – это свободное повествование, вбирающее в себя элементы самых различных жанров, от заметки до эссе. Однако все эти элементы включены в повествование для того, чтобы усилить авторскую аргументацию, авторскую манеру письма, сохраняющуюся от колонки к колонке, максимально интимизировать повествование и, ведя читателя за ходом мыслей автора, сделать его соучастником повествования, собеседником.

Итак, в колонке грамматические формы и конструкции, а также приемы их организации создают атмосферу внешней безыскусности (при тщательной стилистической обработанности, смысловой сложности и многомерности), исповедальности, вызывают у читателя ощущение личного контакта. Особенности такой манеры, называемой интимизацией, в большей или меньшей степени проявляются во всех колонках, хотя в конечном итоге выбор стилистических средств и степень интимности повествования зависят от конкретного автора и могут разниться довольно сильно.

Говоря о жанрообразующих факторах, позволяющих определить колонку как отдельный жанр, стоит отметить, что, хотя текстам колонки присущи совершенно отчетливые отличительные признаки, сама специфика этого жанра с сильным авторским началом, вниманием к форме и стремлением к самовыражению не позволяет ограничивать его жесткими рамками, и поэтому для жанра колонки, как и для жанра эссе, характерна некоторая размытость жанровых границ.

Источник: Ярцева С.С. Жанровые признаки колонки // Вестник Воронежск. гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. – Воронеж, 2011. – № 1. – С. 226-228.

3 комментария: