Понятно,
что вопросы — не самоцель журналистского интервью. Конечно, оно проводится ради
ответов. Однако они не рождаются сами по себе, их вызывает к жизни вопрос.
Говорят, каков вопрос, таков и ответ. Хорошие, полные ответы зависят от
удачного вопроса, плохие же, т.е. не наполненные содержанием, — от слабого и
непродуманного.
Прямой и
непрямой вопрос
Журналист
по роду своей деятельности должен обладать умением «прямого погружения» в
ситуацию и проблему. Начиная интервью, он, как правило, быстро переходит к сути
дела, задавая вопросы напрямую, без обиняков:
«Господин
президент, как вы планируете провести отпуск?»
Несложно
выявить целевую направленность таких вопросов — они побуждают собеседника к
прямому и вполне конкретному ответу:
«Я
собираюсь в августе на пару недель в Сочи».
Прямой, т.е.
ясный, прозрачный вопрос «по делу», эффективнее непрямого, дающего собеседнику возможность
уйти от ответа. Однако непрямой
вопрос бывает полезным для замены прямого нелицеприятного вопроса, если вы не
хотите поставить собеседника в неловкое положение. Непрямой вопрос может и
воодушевить героя на откровенные, интимные подробности своей биографии.
В
книге известной американской телеведущей Барбары Уолтерс описано интервью в
прямом эфире с актрисой Джуди Гарленд. Используя эффект непрямого вопроса,
журналистка сумела «вытащить» свою героиню на откровенный рассказ о ее трудном
детстве:
«Я
попросила ее сравнить условия, в каких молодые люди сегодня работают в
шоу-бизнесе, с тем временем, когда в водевилях участвовала она и ее сверстники.
И в ответ услышала историю, которая заставляет меня до сих пор содрогаться,
когда я вспоминаю это интервью. «Мы все начинали очень рано, — сказала она. А
потом с легкой улыбкой добавила: — На подмостки меня вывела моя мать, она была
сущей ведьмой. Когда у меня болел живот и я хотела остаться дома, она мне
угрожала, говорила, что привяжет веревками к спинке кровати...»
Прямые
вопросы и конкретные ответы на них — это, конечно же, самый эффективный вариант
вопросно-ответного общения. Однако он возможен только в том случае, когда ваш
герой настроен на диалог и готов отвечать на вопросы. В противном случае
задавать прямой вопрос не всегда целесообразно.
Вряд
ли вам удастся, например, получить у политика, известного своими
националистическими воззрениями, прямой ответ на вопрос, считает ли он себя
националистом. Правила приличия и господствующее в общественном сознании
отрицательное отношение к этому явлению не позволят ему не только быть
откровенным, но даже эпатировать публику утвердительным ответом. Вполне
вероятна ситуация, что собеседник вместо ответа откажется продолжить с вами
разговор. Однако, смягчив прямоту вопроса и перефразировав его в непрямой,
например в такой: «Как вы в принципе относитесь к националистическим идеям?» —
вы, с одной стороны, дадите собеседнику возможность избежать ответа на прямой
вопрос, с другой, возможно, получите весьма откровенные размышления о его
отношении к национализму.
К
таким же недозволенным приемам относятся прямые вопросы о деньгах.
Вот
еще пример. Предположим, журналист ведет расследование о психологическом
здоровье военнослужащих, участвовавших в боевых операциях. Уже взято интервью у
военного врача-психолога, у гражданского психолога — эксперта в кризисных
ситуациях. Осталось провести опрос солдат, проходящих психологическую
реабилитацию в военном госпитале. Ваша задача — докопаться до причин,
вызывающих у солдат депрессию. По мнению врачей, это могут быть муки совести за
убийство людей. Можно ли в этой ситуации задавать прямой вопрос вроде такого:
«Вам приходилось на войне убивать людей?» Любой здравомыслящий человек скажет,
что лучше использовать непрямой вопрос.
К
непрямому вопросу есть смысл прибегать и в том случае, когда с собеседником
непросто установить контакт и надо сделать все возможное, чтобы интервью
утратило налет формальности. К примеру, задавая вопрос хирургу после операции
по пересадке сердца, лучше начать не с прямого вопроса «в лоб» о том, как
прошла операция, а спросить, как он выдерживает такие нагрузки: «Шесть часов на
ногах за операционным столом! Как это возможно?» Такой вариант, даже и не
вопроса вообще, а выражающего восхищение эмоционального высказывания, вроде бы
и не имеющего прямого отношения к сути интересующей вас информации, пригласит
героя к разговору, более того — поможет расширить возможное поле беседы.
Прямой вопрос
всегда предпочтительнее непрямого, однако бывают случаи, когда непрямой вопрос дает
более эффективный результат.
Из книги М. Лукиной «Технология интервью» (М., 2003)
Смотрите также
Смотрите также
Комментариев нет:
Отправить комментарий